Системное улучшение инвестиционного и предпринимательского климата Республики Карелия

 

Системное улучшение инвестиционного и предпринимательского климата Республики Карелия

 

 

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р утверждены двенадцать целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Управление Росреестра по Республике Карелия (далее – Управление), Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия (далее – Филиал), совместно с региональными органами власти реализует целевые модели по регистрации прав и кадастровому учету недвижимости с целью создания благоприятного инвестиционного климата в республике, который предполагает повышение качества и доступности учетно-регистрационных процедур.

Целевые модели выстроены в логике последовательности действий, которые осуществляет заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность, – с момента выбора объекта недвижимости до постановки его на кадастровый учет и оформления прав собственности. Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.

Так, выбор земельного участка заявитель начинает с ознакомления с градостроительными документами, в том числе с информацией из генпланов и правил землепользования и застройки, обязанность по подготовке которых возложена на органы местного самоуправления.

Также заявителю необходимо подготовить и утвердить схему расположения выбранного земельного участка на кадастровом плане территории и присвоить ему адрес. За получением данных услуг заявитель обращается к кадастровым инженерам, в государственные органы и органы местного самоуправления.

Кроме того, процесс получения данных услуг напрямую зависит от качества градостроительной документации, а также наличия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) достоверных сведений о границах административно-территориальных образований, водных и лесных объектах, объектах культурного наследия (обязанность по установлению которых возложена в основном на региональные органы власти).

Таким образом, можно выделить 3 зоны ответственности:

- зона ответственности органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта;

- зона ответственности кадастровых инженеров;

- зона ответственности органа регистрации прав.

Управление и Филиал, являясь завершающими звеньями в цепочке действий по оформлению прав на недвижимость, зависят от остальных участников этого сложного процесса.

Активное совместное сотрудничество государственных структур, различных учреждений и органов власти в первую очередь направлено на снижение административных барьеров, сокращение сроков предоставления государственных услуг, а такжепопуляризацию бесконтактных технологий – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ, исключающих возможность возникновения коррупционных рисков, минимизирующих контакт граждан, представителей бизнеса с представителями власти.

В настоящее время усилия Управления и Филиала направлены в том числе, на популяризацию предоставления государственных услуг в электронном виде и через сеть МФЦ.

Управление и Филиал активно знакомят заявителей с электронными сервисами, реализуемыми на портале Росреестра (https://rosreestr.ru), в связи с чем, растет доля услуг, оказываемых в электронном виде.

Оказание государственных услуг Росреестра в электронном виде является одним из приоритетных направлений развития Росреестра.

С помощью различных сервисов, опубликованных на портале, можно подать документы для регистрации перехода права или прекращения права на объект недвижимости, получить сведения из ЕГРН, поставить объект на государственный кадастровый учет.

В августе 2017 года Управлением сокращен срок  государственной регистрации прав в электронном виде. Таким образом, среди преимуществ получения  государственных услуг в электронном виде: экономия времени; сокращение размера государственной пошлины для граждан на 30%; сокращение срока осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации до трех рабочих дней.

В настоящее время в Республике Карелия функционируют 80 офисов МФЦ, расположенных в разных районах республики, во всех из них предоставляются услуги Росреестра.

Обращаясь в МФЦ, гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя услуги требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, не взаимодействуя при этом с чиновниками непосредственно, что значительно упрощает необходимые процедуры и экономит время заявителей. МФЦ выступает своего рода организатором процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, при котором межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур.

Согласно целевым моделям по регистрации права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества и постановке на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества к концу 2017 года доля  услуг, оказываемых   через МФЦ, должна составить не менее 70%.  Вместе с тем, уже за 11 месяцев текущего года удалось достичь и даже превысить указанное значение более чем на 13%.